По сравнению с Россией рынок ЦОД в США и Канаде значительно более развит. В денежном выражении этот рынок оценивается в 12 млрд долл. в год, тогда как российский — порядка 0,2 млрд.
С организационной точки зрения рынок разделен на три уровня, пока практически отсутствующие в России. Первый уровень — это девелоперы, строящие специализированные здания для размещения ЦОД. Они сдают операторам ЦОД снабженные электропитанием и охлаждением площади в своих зданиях, на которых те строят свои ЦОД. Строительство заключается в ограждении своего участка, установке стоек и их наполнении оборудованием. Такие операторы ЦОД составляют второй уровень рынка. Наконец, третий, наиболее многочисленный по числу участников уровень — уровень хостинг-провайдеров. Этот уровень состоит из небольших, как правило, организаций, оказывающих услуги предоставления виртуальных серверов, хостинга приложений и т. п.
С технологической точки зрения значительно различие только на уровне недвижимости — североамериканские здания, построенные специально для размещения ЦОД, значительно превосходят по удобству и эксплуатационным характеристикам российские помещения заводов, приспособленные для ЦОД. Это превосходство позволяет размещать ЦОД не только на нижних этажах, но по всей высоте многоэтажных зданий. Автору пришлось побывать в ЦОД, расположенном выше 30‑го этажа здания, при этом большая часть этажей здания была занята различными ЦОД.
В силу такого разделения сегментов рынка компании, предоставляющие услуги хостинга, практически никогда не оказывают услуг размещения оборудовании (co-location). Не являясь владельцами или даже прямыми арендаторами помещения, они не могут заработать на таких услугах и тем более неспособны их качественно оказывать. Операторы ЦОД, в свою очередь, в большинстве своем не оказывают услуг хостинга, так как их персонал ориентирован на работу с аппаратной частью, а не с программным обеспечением. Девелоперы же не заинтересованы в деловом партнерстве ни с кем, кто не планирует арендовать у них значительные (порядка этажа здания) площади. Не следует ожидать, что в состав услуги размещения физического сервера будет включено пользование IP KVM, как в некоторых московских ЦОД, — всю инфраструктуру удаленного управления заказчику нужно строить свою. Для заказчиков есть и преимущество в таком разделении рынка. Большинство ЦОД нейтральны к операторам связи и позволяют привести в телекоммуникационную комнату (называемую Meet Me Room) любого оператора связи. Свою толику на этом зарабатывает девелопер, взимая единовременную плату за прокладку и ежемесячную — за эксплуатацию кабеля между телекоммуникационной комнатой и стойкой заказчика (так называемый кросс-коннект). Цена услуги — порядка 200 долл. в месяц и 200 долл. за прокладку. Это не так уж мало, учитывая, что 100‑мегабайтный канал связи между ЦОД (от одной телекоммуникационной комнаты до другой) на Западном и Восточном побережьях можно получить за 400—500 долл. в мес. Оператор ЦОД лишь транслирует стоимость кросс-коннекта. Поэтому при возникновении инцидента, касающегося кросс-коннекта, оператор сначала получает согласие заказчика на открытие тикета в системе учета инцидентов девелопера, а затем дает заказчику контакты инженеров девелопера. Такая процедура обусловлена тем, что все работы инженеров девелопера платные, и их стоимость выставляется в итоге заказчику. Поэтому нелишне будет заложить в бюджет около 500 долл. в год на оплату таких работ.
Многие операторы ЦОД не руководствуются стандартом TIA-942 при построении своей инфраструктуры. Вместо этого они ориентируются на собственный здравый смысл. Поэтому, размещая критически важные сервисы, нелишней предосторожностью будет лично ознакомиться с ЦОД и выяснить подробности о его инженерном оборудовании и зонах ответственности за это оборудование и здание.
Чем привлекательно размещение в североамериканских ЦОД?
Российских заказчиков в североамериканских ЦОД может привлечь несколько факторов.
Если доступ к сервисам, размещенным в ЦОД, будут получать пользователи, расположенные не в России, лучшего места, чем Северная Америка, не найти. Связность с сетями в Европе, странах Юго-Восточной Азии, открытых для ведения бизнеса (кроме Китая, закрытого Великим Файрволлом), и Южной Америке лучше, чем в России. Цена доступа в Интернет ниже, чем где бы то ни было. Возможности получения выделенных каналов связи в разные части света также обширны, а цены минимальны в сравнении с другими странами. Возможности выбора площадки для размещения лучше, чем в Лондоне и Амстердаме, причем со значительно меньшими издержками. Развитая культура обеспечения непрерывности бизнеса позволяет либо выбрать оператора ЦОД, гарантирующего непрерывность сервиса не на словах, а на деле, либо самостоятельно построить отказоустойчивый сервис. Если есть желание защитить свои сервисы от нежелательного вмешательства контролирующих органов, размещение в Северной Америке также предпочтительно. Более того, некоторые компании из США предпочитают размещать свои сервисы в Канаде, чтобы не быть связанными требованиями американского законодательства.
Стоимость размещения оборудования в ЦОД Северной Америки значительно ниже, чем в Москве. Причем это различие растет с увеличением мощности оборудования. Несмотря на то что стоимость электроэнергии за киловатт-час в США выше, отсутствие издержек на подключение к сети, характерных для Москвы и России, делает ее фактически более доступной.
Наконец, создание бизнеса в США (заключать договор с оператором ЦОД лучше от американского или канадского юридического лица, чтобы не нажить проблем, связанных с различиями в ведении деловой документации в России и Новом Свете) открывает путь к быстрой и малозатратной иммиграции.
Какие подводные камни нужно принять во внимание?
Управление оборудованием, размещенным в географически удаленном ЦОД, требует тщательного планирования процессов обслуживания, ремонта и удаленного управления.
Помощь сотрудников оператора ЦОД стоит дорого (100—300 долл. в час в зависимости от уровня квалификации), а их технические навыки далеко не всегда соответствуют цене. Очевидно, что все они говорят по‑английски, поэтому сотрудник со стороны заказчика должен обязательно свободно владеть этим языком. В понятие свободного владения в этом случае входит способность не только вести переписку, но и говорить по телефону, и понимать собеседников, говорящих с экзотическими акцентами. Сотрудники заказчика должны быть готовы беседовать с представителями ЦОД в американское рабочее время (отстающее от московского на 8—11 часов) и должны иметь прямой номер в США. Во многих американских организациях даже менеджеры по продажам не имеют возможности совершать международные звонки, не следует ожидать этого и от сотрудников технических служб. Благодаря IP-телефонии обзавестись таким номером можно за вполне умеренную плату, порядка 50—100 долл. в месяц, включая минуты на звонки по США. Кстати, и американский IP-адрес будет нелишним, так как в некоторых организациях операторы чатов технической поддержки или продаж отбрасывают обращения с иностранных IP, не разбираясь, о чем с ними хотят поговорить.
Для удаленного управления на низком уровне для серверов должны быть предусмотрены IP KVM или встроенные платы управления с поддержкой графического интерфейса (например, ILO у серверов HP или iDRAC у Dell), а для сетевого оборудования — терминал‑серверы на последовательные порты. Панели распределения питания (PDU — powerdistributionunits) с управляемыми, а лучше и снабженными амперметрами портами позволят выключить и включить оборудование, когда все прочие средства исчерпаны. Знание фактической величины тока позволит более точно планировать загрузку цепей питания и не переплачивать за дополнительную мощность, которая на практике не используется.
Оборудование с единственным блоком питания в ЦОД лучше не ставить. Даже самый лучший и дорогой сервисный контракт не обеспечит время разрешения инцидента короче четырех часов. Кроме того, питание подается обычно по двум независимым цепям, что позволяет повысить отказоустойчивость при использовании двух блоков питания. Практически все оборудование, предназначенное для использования в ЦОД (то есть выполненное в конструктиве 19»), имеет модификации с двумя блоками питания. Если такой модификации нет, стоит задуматься, рассчитывал ли изготовитель на эксплуатацию своего изделия в режиме 24×7 без присмотра оператора, и оценить надежность изделия.
На обслуживание всего без исключения собственного оборудования должны быть заключены сервисные контракты с производителем или авторизованным сервисным центром. Причина проста — при отказе аппаратной части никакие средства удаленного управления не помогут восстановить сервис. Кто‑то должен приехать, выполнить диагностику и заменить детали. Это может сделать либо собственный сотрудник заказчика, если такой есть поблизости, либо представитель сервисного центра. Сотрудники оператора ЦОД этим заниматься не будут, так как не имеют соответствующей квалификации. Процедура допуска представителя сервисного центра в помещение ЦОД должна обязательно быть согласована с оператором ЦОД и опробована при первой возможности. Бестолковость и отсутствие коммуникаций внутри собственной организации характерны для североамериканских операторов ЦОД не меньше, а возможно, и больше, чем в России, так как в большинстве своем это небольшие компании с примитивной системой управления. Выбирая оператора ЦОД в Северной Америке, совершенно не следует гнаться за дешевизной. Цена услуг крупных организаций, имеющих грамотный и адекватный по численности персонал, отличается от цен начинающих игроков не более чем на 10%. При этом качество услуг отличается принципиально. Например, 24‑часовая служба технической поддержки крупного ЦОД в состоянии выполнить действия практически любой сложности действительно круглосуточно. В небольшой организации в нерабочее время звонок будет принят, но лишь с тем, чтобы сообщить, что знающий предмет инженер появится к восьми утра и что именно тогда следует позвонить снова.
Начиная переговоры о размещении оборудования или заказе услуг управляемых серверов, необходимо в мелких деталях обсудить порядок оказания услуг и их состав. Также нужно не постесняться получить подтверждение технической возможности оказания заявленных услуг — информацию о подтвержденной обучением или экзаменами квалификации сотрудников, количестве этих сотрудников, провести кредитную проверку.
Последнее может быть проведено и оператором в отношении заказчика, особенно если услуги оказываются в кредит. Не следует воспринимать требование заполнить форму согласия на проведение кредитной проверки как недоверие или неуважение со стороны партнера — это обычная в современной Америке практика.
Выводы
В связи с удаленностью от России наиболее привлекательная форма сотрудничества с североамериканскими ЦОД — заказ услуг управляемых серверов. Это позволит избежать неудобств, связанных с обслуживанием собственного оборудования без наличия местного персонала.
В. Хозяинов, iemag.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий